Геоцентрическая картина мира: каким ученым была предложена и разработана

Геоцентризм в античности

Короче говоря, геоцентрическая система мира предполагает, что структура мирового порядка основана на центральном положении Земли. Все небесные тела вращаются вокруг нее. Кстати, по результатам проведенных опросов, около трети населения мира до сих пор уверены, что Солнце вращается вокруг Земли. Это мнение не только жителей бедных и слаборазвитых стран, но и жителей богатых стран. И это при том, что в школах преподают астрономию.

Рассуждения древних философов были довольно просты. Если вы встанете на равнину и посмотрите вокруг, вы увидите, что Земля плоская. Вокруг него вращаются луна и солнце. Древним астрономам и ученым из других областей науки такая картина мира казалась очевидной. Никто даже не подумал бросить ему вызов.

Абсолютно все падает, а Земля постоянно неподвижна. Значит, вас что-то беспокоит. В древности физики, можно сказать, не существовало или только зарождалась.

У представителей Древней Греции были следующие предложения:

Планета плавает в океане

  1. Фалес Милетский был основателем гипотезы о том, что планета плавает в океане.
  2. Анаксимен Милецкого был создателем теории формы диска Земли. По его словам, планета не падает из-за находящегося под ней сжатого воздуха.
  3. Его учитель Анаксимандр предложил свою гипотезу. Он думал, что все небесные тела притягиваются к центру Вселенной, где находится Земля. Планета, по его словам, имела цилиндрическую форму.

Первым, кто описал форму Земли как сферическую, был Пифагор. Впоследствии эту теорию подтвердил Аристотель. Он обратил внимание на одну особенность: лунное затмение происходит, когда Земля, Луна и Солнце находятся на прямой линии. В это время Земля затеняет Луну, и эта тень всегда круглая.

Отношение религии

Геоцентризм столкнулся с множеством препятствий. Сторонники религиозной философии выступили против описанной теории. Представители различных конфессий считали, что это разрушило божественное сооружение. Один из стоиков обычно просил суд привлечь к ответственности Аристарха Самосского, который поддерживал геоцентрическую систему.

Христианская церковь стремилась навязать представление о том, что мир был создан Богом для блага человечества. Однако геоцентрическая система смогла адаптироваться к религиозным правилам. Он также встречается в современном мире, но часто только в консервативных протестантских группах. Чаще всего они встречаются в США.

Внимательное чтение Библии

Эти группы делают упор на внимательном чтении Библии в своих учениях, хотя считается, что эта книга придерживается версии о плоской Земле. А в исламе уверены, что современные модели движения планет противоречат их вере.

Геоцентрическая система, конечно, неверна с точки зрения современной астрономии, но это была одна из первых попыток научно обосновать космические явления. Древнегреческим ученым приходилось бороться с аллегориями, поэтому геоцентризм в то время казался вершиной научного мышления. Эта теория стала фундаментом, на котором была построена астрономия.

Вращение небесных тел: из истории представлений

Часть 1. Геоцентрическая система

Возрождение, несомненно, считается оплотом разума и силы человеческой воли. Но никакое изменение не может быть мгновенным. Общепринятой системой в этот период по-прежнему была геоцентрическая система — представление о мире, развившееся в Древней Греции на основе разработок Платона, Евдокса, Аристотеля и Птолемея. В центре Вселенной находится Земля, а мир делится на подлунный и надлунный. В первом — все преходяще, временно, движения вынуждены и вызваны действующими силами; во втором — все вечно, и движения происходят без всякой силы и равномерно развиваются по идеальным круговым траекториям. Звезды находятся на небосводе, который обтекает Землю за один день.

Чтобы объяснить кажущееся нерегулярное движение планет, Птолемей использовал систему равномерных круговых движений. Каждая планета, как он полагал, равномерно движется по кругу — эпициклу, центр которого, в свою очередь, равномерно движется по другому кругу — отклоняющемуся. Следует отметить, что такое представление движения планет позволило достаточно точно описать наблюдаемое ими движение. Правда, с повышением точности наблюдений пришлось существенно подкорректировать прежнюю систему эпициклов и семяпроводов.
Также было чрезвычайно важно, чтобы геоцентрические представления о мире были освящены авторитетом христианской веры. Бог, сотворив человека как божественное существо, наделил его разумом, свободой воли, бессмертием. Где он должен был разместить свое величайшее творение? Конечно, в центре Вселенной.

Часть 2. Гелиоцентрическая система

В 1543 г. Н. Коперник опубликовал свой основной труд «Об обращении небесных сфер» с изложением и подтверждением гелиоцентрической системы мира.
Согласно новому учению, Солнце находится в центре Вселенной, а Земля — ​​одна из планет, движущихся вокруг Солнца. Небосвод, на котором расположены все звезды, вообще не вращается вокруг Земли, поскольку ранее считалось., но остальное. Его кажущееся движение объясняется суточным вращением Земли вокруг своей оси. Коперник удалил человека из центра мира, сделал несущественным деление на подлунный и надлунный миры. Таким образом, он разрушил самые основы традиционных представлений о мире и открыл новые невиданные возможности для развития не только астрономии, но и всего естествознания. Коперник открыто заявил в своем труде, что главным авторитетом в познании мира являются не древние книги, а истинное изучение природы.

Коперник изложил суть своей мировой системы в посвящении Папе Павлу III:
«Долго задумываясь о нестабильности переданных нам математических догм о взаимной взаимосвязи движения небесных тел, я наконец начал раздражать, что философы, которые обычно стремятся признать самые незначительные вещи, пока не успевают с достаточной точностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и ценителем порядка Архитектором… Принято считать, что Земля находится в состоянии покоя, но пифагорейский Филолай допускает, что Земля, как Солнце и Луна, движется вокруг фокуса по косой окружности. Земля движется, но не поступательно, а вращательно, так что, как колесо в направлении от захода солнца на восток, она вращается вокруг своего центра».
Поскольку Коперник до сих пор отмечает, что для объяснения небесных явлений перед ним ему было разрешено изобретать произвольные круги, по которым движутся Земля, Солнце и планеты, поэтому он позволил себе интерпретировать движения этих небесных тел, исходя из движения земли:

«После долгих и многократных исследований я наконец пришел к выводу, что если мы приписываем движения других блуждающих светил кругу, по которому движется Земля, и на этой основе вычисляем движение каждого светила, то не только явления они представляют, что возникнет как последствия, но что светила и их пути, в соответствии с их последовательностью или размером, и само небо появятся в такой связи друг с другом, что нигде, нигде невозможно что-то изменить без путать остальные части и целое».

Часть 3. Место в истории

Среди великих астрономов и математиков, которые наконец поняли место нашей Земли во Вселенной и открыли законы движения, управляющие Солнечной системой (Коперник, Тихо де Браге, Кеплер, Галилей, Ньютон), Коперник был первым во времени.
После него многое было сделано и многое будет сделано в изучении Солнечной системы и некоторых утверждениях Коперника (например, его мнение о том, что Земля и планеты движутся вокруг Солнца равномерно по кругу, в то время как на самом деле это вращение является проверкой нерегулярно и по эллипсам) впоследствии были опровергнуты; Однако Коперник известен как первый ученый, установивший новую истину, столь же простую и блестящую, которую он выразил в своей работе «О вращении небесных тел», заявив, что «в центре всего находится Солнце».
Книга Коперника, наконец, в 1616 году попала в далекий «Указатель запрещенных книг», и этот запрет был снят только в 1823 году. Жрецы, без различия смыслов и тенденций, поняли вредный смысл новой теории. Он разрушил, хотя и величественный, но все же близкий к человеку, небесный мир как обитель Бога. Он вырвал Землю — «подножие своих ног» — из центра вселенной и превратил ее в жалкую пылинку, затерянную в ней бесконечное пространство, населенное бесчисленным множеством сияющих солнц.
Для оценки работы вам необходимо зайти на сайт Закрыть Авторизация или зарегистрироваться

Остановивший Солнце: из истории жизни Коперника

Никколо Копернико, поляк по происхождению, родился в семье богатого купца 19 февраля 1473 года в городе Торне, куда его отец переехал из Кракова.

Copernicus_01.jpg
Николай Коперник (1473 — 1543)
В 1483 году, после смерти отца, его дядя по материнской линии, каноник, а затем епископ Люк Ватцельроде, взял на себя воспитание молодого Коперника. Коперник получил образование в Краковском университете, затем в итальянских университетах в Болонье и Падуе. Он изучал латинский и греческий языки, право, медицину, математику и астрономию. Его особенно привлекли последние две науки, когда он учился в Кракове у известного тогда профессора математики и астрономии Бруджевского и в Италии, где он работал «не столько как студент, а как помощник в наблюдениях» со знаменитым профессором астрономии Доминикой Марин из Новара-ди-Феррара.

В 1483 году, после смерти отца, его дядя по материнской линии, каноник, а затем епископ Люк Ватцельроде, взял на себя воспитание молодого Коперника. Коперник получил образование в Краковском университете, затем в итальянских университетах в Болонье и Падуе. Он изучал латинский и греческий языки, право, медицину, математику и астрономию. Его особенно привлекли последние две науки, когда он учился в Кракове у известного тогда профессора математики и астрономии Бруджевского и в Италии, где он работал «не столько как студент, а как помощник в наблюдениях» со знаменитым профессором астрономии Доминикой Марин из Новара-ди-Феррара.
Пробыв в Италии около десяти лет с короткими перерывами, Коперник вернулся на свою родину и большую часть своей жизни правил в маленьком городке Фрауэнбург, где через своего дядю, епископа Вармии (Эрмланд), получил эту должность канона в 1497 году. Затем он стал католическим священником и с большим усердием выполнил две задачи. Во Фрауэнбурге, в этом, по словам Коперника, «самом отдаленном уголке земли», у него было достаточно времени и, в окружении в целом добрых друзей и сограждан, он, наконец, сформулировал положения своей системы, основные контуры ее системы который он сформировал, вероятно, в Италии.
Мы находим первый набросок идей Коперника примерно в 1512 году в так называемом «Commentarioius» («Небольшой комментарий»), который не был напечатан, а передавался из рук в руки в рукописной форме и принес его автору большую популярность. Только в 1539 году Коперник позволил своему другу, профессору математики в университете Виттенберга, Георгу-Иоахиму Ретику, студенту и горячему поклоннику «нового Птолемея», опубликовать краткий предварительный отчет (Narratio prima) о достигнутых научных результатах.
Труд Коперника был раскуплен за несколько дней до смерти автора, последовавшей 24 мая 1543 года. По преданию, известному нам Гассенди (биографом ученого), был взят свежеотпечатанный экземпляр произведения De Revolutionibus orbium coelestium. Копернику за несколько часов до его смерти. «Он взял книгу в руки и посмотрел на нее, но его мысли были уже далеко».

Джордано Бруно: далекие миры поклонника системы

 

1468808576_2.jpg
Джордано Бруно (1548 — 1600)
Джордано Бруно — убежденный поклонник системы Коперника. Пострадавший за истину поэт и философ хорошо выразил в поэтической форме новое понимание, новое восприятие мира, связанное с представлениями о планетах солнечной системы:
«Хор блуждающих звезд, я для тебя мой
я направляю рейс,
Я поднимусь к тебе, если ты укажешь верный путь.
Принимая меня высоко, твои смены и чередования
Пусть вдохновляют мое восхождение к бездне
далекие миры».
Джордано Бруно считал, что открытие новых планет Солнечной системы возможно. Купола из звезд нет, звезды движутся, и мы этого не замечаем, потому что они очень далеко от нас.

Эти идеи, изложенные в труде «О бесконечном, вселенной и мирах» (1584 г.), не могли быть признаны церковью. Напомним, Джордано Бруно был объявлен еретиком, все его книги были запрещены, а сам он был сожжен. Выслушав это решение, Джордано Бруно сказал: «Вы, вероятно, читали мне приговор, очень опасаясь того, что я слышал». А потом добавил: «Сжечь не значит опровергнуть…». 17 февраля 1600 года в Риме на площади Пьяцца деи Фьори он был сожжен. Сегодня на месте казни Джордано Бруно установлен памятник великому мыслителю. На нем есть надпись: «9 июня 1889 года. Джордано Бруно. Из века, который он предсказал, на месте, где был зажжен огонь»

Отказ от теории

логично, что произошедшая в 17 веке научная революция разрушила геоцентризм как позицию ученых. Гелиоцентрическая система уже вышла на первый план. У истоков революции стояли Никколо Копернико, Галилей и Кеплеро. Мы должны отдать должное появлению классической механики в современном мире. Исаак Ньютон помог ученым всего мира со своим законом всемирного тяготения.

ГЕОЦЕНТРИ́ЧЕСКАЯ СИСТЕ́МА МИ́РА

ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРА (от geo. E centro), кинематическая модель строения Вселенной с неподвижной Землей в центре. Это позволяет вам определять направление к звездам, но не расстояние между ними и Землей.

Впервые подробное описание G con. М появился в трудах Евдосса Книдского и Аристотеля (4 век до н.э.). В предлагаемой системе мира сферическая Земля находится в центре Вселенной. Остальные 7 «планет» (в порядке удаления от центра: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн) каждая присоединена к своей собственной системе вложенных прозрачных концентрических сфер, которые вращаются равномерно. Фиксированные звезды расположены на внешней сфере. Оси и угловые скорости вращения выбраны так, чтобы модель правильно описывала движение звезд на небесной сфере, наблюдаемое веками. Несмотря на большое количество настраиваемых параметров (количество сфер достигло 56, каждый из которых связан с 4 параметрами: радиусом и 3 составляющими вектора угловой скорости), модель плохо описывала видимые движения планет.

Во втором веке. до н.э. Гиппарх предложил более удачную G с m., В которой движение сфер заменено равномерным движением тел по окружностям (рис.). Луна и Солнце движутся по круговым орбитам, а остальные «планеты» — по эпициклам (круги, центры которых равномерно описывают другие круги — почтительные, с центром в центре Земли). Впоследствии Гиппарх улучшил эту модель, переместив центр отклонения от центра Земли и заменив равномерное движение на нерегулярное. Эта модель была полностью развита в трудах К. Птолемея (II век нашей эры), за что ее еще называют Птолемеевой системой мира. В этой системе вместо эпицикла вводятся несколько: центр второго движется по первому эпициклу, центр третьего движется по второму эпициклу и так далее; «Планета» движется по последнему эпициклу. G s. М хорошо описал положение звезд на небе и верно служил астрономии, географии и навигации на протяжении полутора тысячелетий. В 20 веке. Показано, что при оптимальном выборе параметров Г с. М правильно описывает движение светил для земного наблюдателя. Но физические причины движения планет G p. М не могу объяснить. G s. На смену М пришла гелиоцентрическая система мира.

Геоцентрическая система Герсонида

Средневековый астроном Герсонид (Леви бен Гершом) предложил свою геоцентрическую модель, в которой Вселенная состоит из небесных сфер, вложенных друг в друга. Сферы разделены слоями космической жидкости, в центре которых находится Земля.

По расчетам Герсонида, расстояние от звездной сферы составляет 100 000 световых лет (в современных условиях); до него мир не был таким большим.
Геоцентрическая система мира - кратко смоделированная на основе мирового порядка

Рис. 3. Геоцентрическая система мира Герсонида.

Земля в центре мира

Аристотель обращал внимание на то, что каждое тело падает. По его словам, они движутся к центру мира. Земля — ​​самое тяжелое тело, поэтому всегда находится точно в центре.

Мыслитель Аристотель

Представители пифагорейских взглядов выдвинули иную теорию. Они считали, что планета способна вращаться по орбите. Аристотель категорически отверг это. В качестве аргумента он использовал невозможность увидеть противоположную сторону Луны. Следовательно, планета неподвижна. Отчасти Аристотель был прав, но он не мог представить, что разные небесные тела способны перемещаться вокруг разных объектов.

Из-за постоянного наклона земной оси восход солнца в разное время года происходит в разных местах. В этот же момент он возникает в течение недели зимой и летом, то есть в дни солнцестояния. Плиний Старший с этим явлением продемонстрировал центральное место планеты в космосе.

Клеомед всячески защищал теорию геоцентризма. Он сказал, что если бы Земля двигалась, тени в сумерках и на рассвете были бы разными по длине. Он не учел того, что небосвод — это не купол и на нем не закреплены звезды.

Птолемей создал дополненную теорию геоцентризма. По его словам, планета не вращается вокруг собственной оси. Он объяснил это тем, что во время движения колесницы все незакрепленные предметы начинают двигаться назад по инерции. Согласно теории Птолемея, то же самое должно было произойти на Земле, то есть, когда облака вращались, они начали двигаться. И этого не происходит из-за неподвижности планеты. Но его заявления оказались неверными. Опровергнуть их удалось только в 19 веке.

Другие небесные тела

Главное преимущество геоцентризма в том, что в древности эта система была очень простой и понятной каждому. Он довольно логично объяснил устройство мира. Луна действительно вращается вокруг Земли. Кажется, что звезды и солнце вращаются, потому что они остаются на своих местах.

Ретроградное движение планет

Но когда дело касается других планет, начинаются проблемы. Они вращаются вокруг Солнца, но каждый со своей скоростью, поэтому кажется, что у них странная траектория. Они движутся по спирали. В древней астрономии это явление называлось ретроградным движением.

Такое поведение выпало из простой теории. Также в древности планеты считались богами. И они не будут ерзать и бегать взад и вперед.

Чтобы объяснить это движение, Аполлоний Пергский создал свою теорию эпициклов. Чтобы понять это, следует представить гончарный круг, в центре которого находится земля, а у края небольшой циркуль. Круг вращается, и компас движется одновременно, вместе с ним и сам по себе.

Подразумевается, что его ядро ​​- это планета, которая периодически приближается или удаляется от Земли. Эта теория объясняла несостоятельность геоцентризма.

Геоцентрическая модель Солнечной системы в Средневековье

В средние века эта тема снова стала актуальной, так как хорошо сочеталась с христианской верой. Фома Аквинский занимался развитием системы, пытаясь объединить веру и разум.

Страницы из

Страницы из «Трактата о сфере» (1550 г.), показывающие систему Птолемея

Все началось с того, что планета делилась на «небо» и Землю. Земля находилась в центре творения, а небеса — за его пределами. Все это подпитывает христианскую веру в то, что человек является первичным творением Бога. Более того, нам пригодился аристотелевский «двигатель», который был заменен Богом.

Конечно, никто не осмелился оспорить идею о том, что небеса вращаются вокруг планеты, потому что это было ересью и даже наказуемо. Ситуация оставалась таковой до публикации книги «О вращении небесных сфер» в шестнадцатом веке. Ее автор — Николай Коперник, решившийся доказать правильность гелиоцентрической модели Вселенной. Конечно, в условиях гонений и гонений произведение пришлось опубликовать посмертно.

Стоит отметить, что в мусульманском мире геоцентрическая модель мира существовала и в средние века. Но уже в 10 веке нашей эры астрономы, казалось, оспаривали работу Птолемея. Среди них был Ас-Сиджизи (945-1020). Он считал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Но это пришло из философии, а не из математики.

Иллюстрация к работе Ас-Сиджизи, объясняющей фазы луны

Иллюстрация к работе Ас-Сиджизи, объясняющей фазы луны

Против геоцентрической модели выступали также несколько андалузских астрономов XI и XII веков. Арзакель полностью отказался от греческих теорий равномерного кругового движения и сказал, что Меркурий движется по эллипсу.

Альптрагиус присоединился к 12 веку. Он создал новую модель, в которой не нужны эквант, эпицикл и эксцентриситет. Этой мысли сопутствовала публикация Фахруддина ар-Рази «Маталиб», в которой затрагивалась концептуальная физика. Это опровергало идею о центральном положении Земли. Вместо этого он предположил, что есть наш мир, за которым находятся тысячи других миров.

Вращение Земли в 13-15 веках было популярной темой обсуждения в обсерватории Магар (Восточный Иран). Хотя все это развивалось на уровне философии и не касалось гелиоцентризма, многие доказательства напоминали то, что позже выразил Коперник.

Византийские версии

С научной точки зрения геоцентризм был более распространен в Византии. Александрия считалась центром эллинистической науки, в том числе и астрономии. Знаменитый византийский купец Косма Индикоплевстус первым решил, что мировая геоцентрическая система ошибочна. Кроме того, он открыто высмеивал версию существования Земли в форме шара.

Византийским ученым пока не удалось добиться успеха индийцев в овладении ключевым математическим аппаратом. Представители исламских государств также сумели продвинуться дальше по рассматриваемому вопросу. Проблема византийских философов заключалась в том, что они даже не пытались принять во внимание возникающие новые космологические предположения. Все, что выходило за рамки гипотез Аристотеля, их не интересовало. В результате геоцентризм в Византии на определенном этапе оставался неразвитым.

Аргументация астрономических явлений

Для представителей древнегреческой астрономии геоцентризм был благодатной темой для обсуждения. При этом самым сложным для ученых с научной точки зрения было объяснить очевидные и очевидные явления, происходящие в космосе. Среди таких фактов в первую очередь необходимо выделить неравномерное движение светильников. Тема обратных движений, характерных для планет, оказалась особенно сложной. В Древней Греции планеты воспринимались как боги, которые были вынуждены следовать чрезвычайно плавным и плавным движениям.

Возникшая трудность не остановила греков. В этом случае геоцентризм был восстановлен новыми моделями. Трудно объяснимые движения больших космических тел аргументировались результатом добавления нескольких круговых движений одновременно. В ходе дискуссий возникли теории эпициклов и гомоцентрических сфер.

Изучение геоцентрической системы проходило:

  • в Византии;
  • в Индии;
  • на исламском Востоке;
  • на Латинском Западе.

Увлекательная тема, которая стала геоцентрической системой мира, привлекла внимание евреев. И это при том, что общепринятые еврейские взгляды рисовали Землю плоской. Еврейские ученые постепенно начали отказываться от этой версии и прислушиваться к своим древнегреческим коллегам. Во-первых, теорию Аристотеля в своих трудах поддержал Моисей Маймонид. Он также принимал участие в дискуссиях арабских ученых, направленных на противодействие теории Птолемея. Маймонид физически выступал против существования эпициклов.

Леви бен Гершом по праву считался талантливым астрономом Средневековья. Он также считал, что геоцентризм в корне верен. В то же время он отверг теорию гомоцентрических сфер, предложенную Аль-Битруджи. Такого же мнения ученый придерживался теории эпициклов, разработанной Птолемеем. Гипотеза Леви бен Гершома предсказывает эксцентричные небесные сферы. Проще говоря, им не хватало физической возможности подобраться друг к другу слишком близко. Между ними предположительно находятся слои жидкости, образованной из первичного вещества. Речь идет об останках, появившихся после сотворения мира Богом.

Изображение геоцентрической системы из космографии Питера Апиана, 1540 г
Изображение геоцентрической системы из космографии Питера Апиана, 1540 г

Земля в центре Вселенной

Аристотель отмечал, что все тяжелые тела падают вертикально вниз. Он считал, что они борются за центр мира. Земля — ​​самое тяжелое тело. Поэтому она в центре, это естественный мировой порядок. Пифагорейцы считали, что Земля может двигаться по орбите, но Аристотель отверг это. Он утверждал, что если Земля двигается, то Луну можно будет увидеть с разных сторон. Поскольку этого не происходит, планета неподвижна, а спутник движется. Следует отметить, что в этом он был прав. Но Аристотель не предполагал, что небесные тела могут перемещаться вокруг разных астрономических объектов.

Из-за наклона земной оси место восхода солнца меняется в течение года. Единственные дни, когда он повышается в одной и той же точке, — это примерно неделю в середине зимы или лета. Время называется солнцестоянием. Для Плиния Старшего это явление было доказательством центрального положения Земли.

Клеомед опроверг все возможные сомнения в геоцентризме. Если бы Земля находилась к востоку от центра, тени на восходе солнца были бы короче, чем на закате, что не так. И если его перемещать на север или юг, тени не распространяются строго вдоль оси восток-запад, а перемещаются на юг или север. К сожалению, эта теория предполагает, что существует центр Вселенной, вокруг которого движется Солнце, но это не так.

Сам Клеомед также отрицал возможность сравнительного расположения Земли выше или ниже центра: если бы точка отсчета была там, то можно было бы увидеть больше или меньше половины небосвода соответственно. А поскольку всего этого не происходит, то Земля находится точно в центре. Он не учел того, что небосвод — это не купол и звезды к нему не прибиты.

Птолемей сделал аналогичный аргумент в пользу геоцентрической модели. Кроме того, он объяснил, почему Земля не вращается вокруг собственной оси: когда она движется в машине (или в тележке, учитывая жизнь создателя теории), любые незакрепленные предметы возвращаются. Это явление называется инерцией.

Философ считал, что то же самое произойдет с объектами на Земле, если она будет вращаться, поэтому облака не смогут двигаться на восток — они будут отражены за доли секунды. Этого не происходит, поэтому неподвижная планета находится в центре координат. Опровергнуть эту теорию смогли только в 19 веке, когда был открыт первый закон Ньютона. Если тело движется плавно и прямо, инерции не возникает.

Астрономия в Средние века

Геоцентрическая модель Вселенной отошла на второй план после падения Рима и прихода христианства. Но вместо этого появилась идея плоского мира. В VI веке византийский купец издал книгу под названием «Христианская топография». В нем автор описал мир с библейской точки зрения. Он утверждал следующее:

  1. Планета плоская и расположена прямо в центре океана.
  2. Вокруг него вращается солнечный диск.
  3. Небосвод отделяет земную часть от неба.

В этой теории много аллегорий, но она не имеет ничего общего с реальной географией. Вместо точных математических расчетов и различных таблиц с единицами измерения он построен на представлениях об идеальном христианском мире. Поэтому всего через 200 лет его популярность пошла на убыль. Византийские ученые не смогли достичь уровня древних греков.

Теория геоцентризма продолжала развиваться в исламских странах. Работы Птолемея и Аристотеля были переведены на арабский язык еще в восьмом веке. Исламские ученые попытались вычислить расстояние до небесных тел.

Геоцентризм вернулся в Европу в эпоху Возрождения. В то время астрономию начали преподавать в университетах, а труды древних греков были источником знаний.

Модель Птолемея и религия

Христианские лидеры поддержали модель Птолемея и боролись с его противниками. Геоцентрическая система мироустройства сочетается с идеей о центральном месте человека в мире, созданном Богом для его же блага.

Появление гелиоцентризма

В 16 веке Николай Коперник предположил, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не Земли. Это положило начало научной революции. Ученые начали пытаться наблюдать мир и не пытаться подчинить его какой-либо теории. Современная наука начинается с гелиоцентризма.

Возникновение гелиоцентризма

Противником Коперника был датчанин Тихо Браге. Он не мог полностью отказаться от гелиоцентризма, но и не принимал его полностью. Ученый предложил геогелиоцентрическую систему. По его представлениям, Земля находится в центре Вселенной, вокруг которой движутся Солнце и Луна. Но все остальные планеты вращаются вокруг Солнца.

Теории Коперника и Браге были соперниками на протяжении десятилетий. Но в итоге победил гелиоцентризм. Это произошло после открытия универсального закона всемирного тяготения и изобретения телескопа.

Переход к гелиоцентрической системе

С развитием физики возникли вопросы, на которые старая модель не давала ответа. Новая модель позволила сформулировать несколько законов классической механики, например, до сих пор используются закон относительности, принцип инерции и другие.

Твердая сфера звезд исчезла в новой системе, что дало толчок развитию космологии и изучению звезд.Заключение

Почему геоцентризм оказался таким живучим?

Первая причина в том, что человек не смог глубоко проникнуть в космос, чтобы увидеть истинный порядок вещей. Доступный в то время уровень знаний логически расположен к такому пониманию структуры Вселенной.

Вторая причина — возможность использования этой теории для расчета положения небесных тел с правильным подбором параметров. Схема Птолемея веками успешно использовалась для навигации и астрономии. Этот факт вызвал у человечества огромное доверие.

Третья причина в основном касается времен средневековья. Идея геоцентризма удачно вписалась в господствовавшую тогда философию антропоцентризма. Человек был центральной фигурой вселенной и жил на Земле. В результате его среда обитания была лучше расположена в центре.

Четвертая причина заключалась в том, что средневековые церковные учения также поддерживали эту теорию. Поскольку церковная элита была тесно связана с политической жизнью общества, это учение строго охранялось законом, а инакомыслие преследовалось.

Древняя Греция и геоцентрическая модель Солнечной системы

Первое упоминание о геоцентрической модели относится к VI веку до н.э. Философ Анаксимандр предположил, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вращаются вокруг нее. В то же время пифагорейцы добавляют, что наша планета круглая, поскольку они видели затмения. До 4 века до нашей эры эта идея сочеталась с геоцентрической вселенной, что помогло построить космологическую систему.

Платон и Аристотель внесли большой вклад в идею геоцентрической модели мира. Первые считали, что планета неподвижна. От него отходят сферы, на которых расположены Солнце, Луна и другие движущиеся планеты. Модель была расширена Евдоксом Книдским, основанным на математическом объяснении движения планет. Затем вмешался Аристотель и добавил, что объекты вокруг движутся концентрическими сферами.

Иллюстрация моделей вселенной Аниксамадры. Слева - днем ​​летом, а справа - ночью, зимой

Иллюстрация моделей вселенной Аниксамадры. Слева — днем ​​летом, а справа — ночью, зимой

Сферы двигались с разной скоростью и представляли собой неразрушимую субстанцию: эфир. Затем он добавил описание 4-х важнейших элементов: земли, воды, огня, воздуха, а также добавил «небесный эфир».

Аристотель писал, что Земля — ​​самый тяжелый элемент, поэтому он притягивается к центру, а все остальное образует слои вокруг него. В конце концов появился эфир, в котором «плавали» небесные объекты. Еще одно замечательное нововведение — добавление «двигателя». Философ считал, что существует сила или даже существо, приводящее в движение механизм.

Модель Аристотеля, изображающая Землю в окружении Луны, Солнца, планет и «замороженных» звезд

Модель Аристотеля, изображающая Землю в окружении Луны, Солнца, планет и «замороженных» звезд

Конечно, все это подтверждено некоторыми теориями. Например, если планета двигалась, должно наблюдаться значительное смещение звезд или созвездий. Оказывается, они неподвижны или расположены намного дальше. Конечно, они предпочли выбрать первый вариант, так как это самое простое объяснение.

Светимость Венеры послужила дополнительным доказательством. Они считали, что он всегда находится на одинаковом расстоянии от нас в любое время. Конечно, позже выяснилось, что у планеты есть фазы. Но у древних не было телескопов.

Оцените статью
Блог о космосе